ЗарегистрироватьсяВойти
«Четвертое измерение» на портале Trainings.ua – это подборка публикаций практических рекомендаций по управлению персоналом и работе с человеческими ресурсами.

Нужна ли компании миссия?

Виктор Крючков, 25 сентября 2009

Часто, используя тот или иной управленческий инструмент, менеджеры не задумываются над тем, для каких целей его следует применять, а в каких случаях он просто неэффективен. Нам, например, представляется весьма спорной необходимость разработки миссии, видения и ценностей компании. Причем наши мнения на этот счет со временем претерпели существенные изменения.

Искусственно создавать необходимость выбора миссии, по меньшей мере, неестественно

Мы пришли к выводу, что не каждой компании нужна миссия, как бы крамольно ни звучали эти слова. Почему мы так считаем?

  • Миссия означает необходимость мышления определенными категориями. Как известно, миссия - это предназначение, которое есть у каждого человека, но одни люди осознают его, а другим это не нужно, они и так счастливы. Примерно так же и с компаниями: одни достигли такого уровня зрелости, что готовы к осознанию своей миссии, другие даже не пытаются мыслить такими категориями.
  • Миссия отражает социальную ответственность бизнеса. Все крупнейшие западные компании имеют свою миссию, так как на определенном уровне развития организации вступает в силу понятие социальной ответственности бизнеса. В нашей же ситуации, когда бизнес молод и создавался по законам, зачастую далеким от мыслей о его предназначении (скорее, обеспокоенный элементарным выживанием), искусственно создавать необходимость выбора этой самой пресловутой миссии, по меньшей мере, неестественно.
  • Миссия требует соответствия слова и дела. Если рассматривать комплекс «миссия – видение – ценности» как некую идеологию, призванную сплотить персонал, то данный подход накладывает достаточно серьезные ограничения, и прежде всего на топ-менеджмент компании, так как требует от руководителей на собственном примере демонстрировать поведение, согласующееся с задекларированными ценностями.

Например, одна из компаний, с которой нам приходилось работать, избрала именно такой «идеологический» путь формулирования стратегии. Команда топ-менеджеров совместно с тренером в течение трех дней обсуждала варианты миссии и формулировки видения, скрупулезно определяла ценности. Все были в приподнятом настроении, и после окончания мероприятия список ценностей был вывешен в офисе, разослан по электронной почте, опубликован во внутренней газете и т.д. Однако одно дело - записать в разряд корпоративных ценностей «У нас приветствуется мнение каждого», и совсем другое - выслушивать на собрании критику подчиненных в собственный адрес, при этом всем своим видом давая понять, что это приветствуется.

Миссия требует от руководителей на собственном примере демонстрировать поведение, согласующееся с задекларированными ценностями

Таким образом, открытым остается вопрос о том, как все это вписать в повседневную деятельность компании, ведь задекларированные ценности в большинстве случаев - это желаемое идеальное представление менеджеров о своей компании, которое разительно отличается от реальности. Для того чтобы миссия и ценности были претворены в жизнь, необходимы сверхусилия руководства, которое собственным поведением должно демонстрировать приверженность провозглашенным ценностям. Ведь все, что связано с внедрением ценностей, - это уже пласт корпоративной культуры, а она, как известно, мало подвержена изменениям.

Так может ли себе позволить компания тратить силы на изменение корпоративной культуры, если ее бизнес-результаты нестабильны? К тому же чрезмерное увлечение определением миссии и видения небезопасно, так как уводит отечественную компанию от реалий бизнеса.

Чрезмерное увлечение определением миссии и видения небезопасно, так как уводит компанию от реалий бизнеса

Прежде чем вырабатывать миссию компании, необходимо задуматься: а какое у вас предназначение в жизни, какова ваша личная миссия? Если на эти вопросы вы способны ответить легко и внятно, значит, стоит проделать то же самое по отношению к своей организации. В противном случае - лучше повременить.
 

Комментарии

Хорошая статья. Спасибо автору. Разумеется, искусственная мисия - ни к чему. Только не согласен с последним утверждением: "Прежде чем вырабатывать миссию компании, необходимо задуматься: а какое у вас предназначение в жизни, какова ваша личная миссия? Если на эти вопросы вы способны ответить легко и внятно, значит, стоит проделать то же самое по отношению к своей организации. В противном случае - лучше повременить". Наличие миссий личности и компании могут находиться в любых комбинациях "есть - нет". Поэтому приведенный тезис считаю неверным.

Константин Соловьенко, 26 октября 2009

Welcome. Про последний тезис - могу согласиться, что он может быть и неверным в определенной ситуации. Действительно, многим людям гораздо проще сформулировать профессиональную миссию, а не персональную.

Виктор Крючков , 4 февраля 2010

Написать комментарий

captcha